Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Одним из условий построения в Российской Федерации правового демократического государства является наличие действенной системы государственного управления. От того, как будет организовано управление важнейшими сферами общественной жизни, в немалой степени зависит экономическое состояние государства и общее благосостояние населения. При этом не подлежит сомнению, что результативность функционирования государственной власти определяется организацией государственного аппарата и, прежде всего качеством составляющих его управленческих кадров – должностных лиц.
Представляется, что административное право как отрасль, регулирующая преимущественно управленческие отношения, должна адекватно реагировать на указанную зависимость и поэтому не может обойти своим вниманием полноценное изучение правовых основ организации государственной службы и, прежде всего правового положения должностных лиц.
В юридической науке понятие «должностное лицо» преимущественно рассматривается с точки зрения отдельных отраслей права (уголовного, трудового, муниципального). Однако в науке ещё не определено конкретное юридическое понятие должностного лица. Представляется, что такое понятие должно быть сформулировано в административном праве, потому что основное функциональное применение компетенция должностного лица находит именно в административных правоотношениях.
Проблема выявления юридического содержания понятия «должностное лицо», а именно определение его административно-правового статуса в настоящее время является актуальной для теории права и правоприменительной практики, поскольку активация правотворческой деятельности дает новую основу для дальнейшей научной разработки. Снижение эффективности реализации административно-правовых норм в первую очередь связано с тем, что в отечественном законодательстве о государственной службе отсутствует единое понятие «должностного лица», а также отдельные нормативные акты содержат совершенно различное его понимание. Отсутствие единого понятия негативно сказывается и на регламентации юридической ответственности должностных лиц.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации административно-правового статуса должностных лиц.
Предметом курсовой работы являются теоретические подходы к пониманию места и роли должностного лица в современной системе административных правоотношений, сложившейся в Российской Федерации.
Целью исследования является раскрытие административно-правового статуса должностного лица.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: рассмотреть понятие должностного лица в правовой науке и законодательстве; исследовать содержание административно-правового статуса должностных лиц в системе государственной службы; проанализировать функции и полномочия должностных лиц как субъектов административного права; охарактеризовать административную ответственность должностных лиц как субъектов административного права.
Методологическую основу работы составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция), традиционно правовые методы (формально-логический).
Структура работы предопределена поставленной целью и состоит из введения; двух глав, объединяющих четыре параграфа; заключения; списка использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА
1.1. Понятие должностного лица в правовой науке и законодательстве
В истории развития законодательства и правовой науки о должностных лицах выделяют следующие этапы формирования и развития понятия должностного лица: 1) до 1917 г., 2) с 1917 г. по 1922 г., 3) с 1922 г. по 1949 г., 4) с 1949 г. по начало 90-х гг., 5) с начала 90-х гг. по настоящее время .
Первый этап формирования и развития понятия характеризуется расширительным толкованием понятия должностного лица. По мнению русского ученого-административиста А.И. Елистратова: «должностным лицом признается лицо, выполняющее миссию, признанную в данное время общественно необходимой и обязательной. Активный статус гражданина есть не что иное, как идея должностного лица в понятии гражданина» . Тем самым, стоит отметить, что согласно данному подходу разницы между должностными лицами и «обычными» государственными служащими не существует. В свою очередь дореволюционный ученый – профессор Н.И. Лазаревский говорит о том, что должностное лицо есть лицо физическое, не отделяя понятие должности от понятия физического лица, которое ее занимало . Отмечается отсутствие устоявшегося определения должностного лица не только среди дореволюционных ученых, но и в законодательстве указанного периода.
Второй этап формирования и развития понятия должностного лица датируется с 1917 г. по 1922 г. и характеризуется приравниванием по содержанию понятия «должностного лица» к понятию «служащий», а также его законодательным закреплением. По сравнению с дореволюционным периодом толкование понятия должностного лица было расширено до максимума. Так представителями юридической науки указанного периода, отмечается, что должностным лицом является любой служащий, независимо от того состоит он на государственной или гражданской службе, деятельность которого связана с государственным управлением .
С 1922 г. по 1949 г. проходит трети этап формирования и развития понятия должностного лица. Данный период формирования понятия характеризуется активным противоборством между расширительным и ограничительным толкованием рассматриваемого понятия. Согласно неоднозначной позиции А.Ф. Евтихиева, согласно которой с одной стороны все тенденции к уничтожению различий в правовом положении должностных лиц и рабочих осуществлены лишь в Советском праве на основании общих принципов социалистического строительства, а с другой стороны он отмечает существование особых категорий должностных лиц, таких как «политически ответственные работники», «просто ответственные работники», «особо ответственные работники» и т.п. Основной проблемой в толковании понятия должностного лица в указанный период стало непринятие Советским государством в нормотворческой деятельности идей ученых-административистов. Только лишь отдельные нормативные акты устанавливают специальные критерии для определения категории должностного лица в целях преодоления расширительной тенденции.
Четвёртый этап формирования и развития понятия должностного лица датируется с 1949 г. по начало 90-х гг. В данный период окончательно устоялась ограничительная тенденция в понимании должностного лица. Сформулированное в отрасли административного права понятие должностного лица наделяло его как служащего определёнными нехарактерными для других лиц полномочиями. В рамках административного права должностное лицо рассматривалось как субъект, имеющий определенные исполнительно-распорядительные полномочия, наделенный известными правами и осуществляющий известные функции. Впервые были высказаны предположения о юридически властном характере этих полномочий, связанном с совершением действий, влекущих за собой юридические последствия .
С начала 90-х годов XX в. и по настоящее время идет пятый этап формирования и развития понятия должностного лица, результатом которого является коренные изменения в российском законодательстве и формирование отечественного законодательства о государственной службе. Так учеными-административистами было сформулировано понятие должностного лица, согласно которому должностным лицом является служащий определенной особой категории, наделенный исполнительно-распорядительными полномочиями и осуществляющий функции юридически властного характера, влекущие определенные правовые последствия. Отмечается, что в науке и законодательстве преимущественно используется отраслевой подход к пониманию данного субъекта, поскольку существующее проблемы и противоречия в употреблении термина «должностное лицо», а также отсутствие единого понятия, обязывают употреблять понятие «должностного лица» не как общее, а как специальное понятие. В связи с этим основной задачей современных научных исследований в данной области должен выступить поиск общих для всех отраслей прав и, как следствие, универсальных признаков должностного лица.
Термин «должностное лицо» в современном административном законодательстве содержит наиболее широкое значение и не ассоциируется только с правовым положением государственных служащих.
Должностное лицо в административном праве, это лицо, которое наделено правом, издавать распорядительные акты в отношении лиц, находившихся в их распоряжении. Должностное лицо – это лицо, которое
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (часть I). – Ст. 6249.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2006. – № 1.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10. 2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2009. – № 12.
6. Постановление мирового судьи судебного участка № 123 Нефтегорского судебного района Самарской области по делу об административном правонарушении № 5150/2020 от 05.06.2020. [Электронный ресурс]. – URL: http://147.sam.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=cs&case_id=9666150 3&delo_id=1500001 (дата обращения: 07.05.2021).
7. Басова Т.Б., Лешунов Ф.С., Харченко А. Н. Становление понятия должностного лица в советском законодательстве // История государства и права. – 2010. – № 14. – С. 29-32.
8. Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. – 1986. – № 2. – С. 41-48.
9. Бриллиантов А.В., Четвертакова Е.Ю. Должностное лицо по уголовному законодательству Российской Федерации: понятие, виды, признаки: лекция. – М.: РГУП, 2017. – 57 с.
10. Выставкина Т.В. Осуществление функции представителя власти как признак должностного лица // Проблемы управления, экономики, политики и права в глобализирующемся мире. Сборник тезисов докладов Фестиваля науки ЮРИУ РАНХиГС. – Ростов-на-Дону, 2018. – С. 52-55.
11. Гилажеева С.М. Административно-правовой статус должностных лиц // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2018. – С. 203-205.
12. Гречко А.А., Даниленко А.О., Дорощук П.С. К вопросу о проблеме правового регулирования конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. – 2020. – Т. 10. – № 11-1. – С. 353-362.
13. Демидов М.В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 1. – С. 62-65.
14. Евтихиев А.Ф. Основы советского административного права. – Харьков: Юрид. изд-во НКЮ УССР, 1925. – 332 с.
15. Елистратов А.И. Основные начала административного права. – М.: Издательство Г.А. Лемана, 1914. – 332 с.
16. Кайль А.Н. Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта федерации в системе органов власти: на примере края, области: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. – Саратов, 2004. – 22 с.
17. Колиснык Ю.С. Некоторые особенности понятия должностного лица // E-Scio. – 2020. – № 10(49). – С. 213-220.
18. Коровяк А.В. Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции // Проблемы, тенденции и перспективы правового регулирования финансовых и административных отношений. Сборник статей. Российский государственный университет правосудия, Северо-Кавказский филиал. – Краснодар, 2018. – С. 78-82.
19. Лазаревский Н.И. Ответственность за убытки, причиненные должностными лицами. Догматическое исследование. – С.-Пб.: Тип. Спб. акц. общ. печ. и писчебум. дела в России «Слово», 1905. – 728 c.
20. Маршалова В.А. Эволюция конституционно-правового статуса президента республики в составе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. – Казань, 2007. – 26 с.
21. Машьянов Н.В. Высшее должностное лицо (руководитель высшего органа исполнительной власти) субъекта РФ в системе государственной власти: основные конституционно-правовые характеристики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. – Челябинск, 2007. – 23 с.
22. Пашкова Е.Н. Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции // Сборник научных статей по итогам недели российской науки в рязанском филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. – Рязань, 2020. – С. 187-190.
23. Ревина С.Н., Сальников С.П., Сидорова А.В. Субъекты правонарушений в праве древней Руси (IX-X вв.) // Правовое поле современной экономики. – 2016. – № 1. – С. 127-132.
24. Романенко М.А. Эволюция понятия «должностного лица» по Уголовным кодексам РСФСР 1922, 1926, 1970 гг. и Уголовному кодексу РФ 1996 г. // Актуальные проблемы правоприменительной и правоохранительной деятельности в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции, г. Новочеркасск, 28 марта 2003 г.. – Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2003. – С. 32-36.
25. Сорочкин Р.А. Управленческие функции и понятие должностного лица как субъекта коррупционного преступления // Пролог: журнал о праве. – 2021. – № 1(29). – С. 79-87.
26. Сунагатуллин Т.Ш. Административная ответственность должностных лиц // Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 4-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. – Курск, 2019. – С. 178-181.
27. Ткачева Н.В. Сущность понятия должностного лица // Проблемы права. – 2020. – № 5(79). – С. 89-92.
28. Тюфякова О. А. Формирование и развитие понятия должностного лица // Молодой ученый. – 2020. – № 46(336). – С. 351-353.
29. Урусова И.О. Конституционно-правовой статус высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и их роль в системе федеральных и региональных органов власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. – М., 2014. – 24 с.
30. Черногоров Д.А. Административно-правовой статус должностного лица в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2014. – 22 с.